Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Все внимание - кафедры

Когда я была маленькая, я очень хотела стать космонавтом. Или, на худой конец, исследователем морских глубин. И очень боялась, что когда я вырасту, исследовать уже будет нечего. Однако взрослая серьезная жизнь показала, что опасения мои были напрасными. Тайн и загадок хватило бы выше крыши и еще осталось бы. Прогресс движется вперед семимильными шагами во всех областях бытия, включая и наш родной университет. Так как общественность хочет знать, чего достигли отдельные его представители, существует такая вещь, как отчет. И вот буквально пару недель назад на ректорате ТПУ отчитывались деканы факультетов. Повестка дня - комплексная программа развития. Как именно развился за прошедший год ЛВТФ, мне рассказал декан этого факультета Юрий Семенович Мельников.

- Давайте начнем с самого простого - что такое вообще КПР?


- Есть комплексная программа развития университета, и есть своя программа факультета. По сути дела ее разделы соответствуют основной программе. Но есть и особенности.

- Какие?

- Все проекты нашей комплексной программы ориентированы на развитие методических сторон работы. Это университетский проект, в котором участвовали несколько кафедр. Проекты кафедрального уровня - это как раз основа или, так сказать, изюминка нашей комплексной программы. Я считаю, что факультет силен кафедрами, вся работа выполняется именно там, и поэтому у нас каждая кафедра готовит несколько проектов, которые объединены обшей идеей. Суть ее в том, что мы готовим электронные варианты на компьютерах с целью дальнейшего использования их для дистанционного обучения. Это достаточно новое направление в деятельности университета, и уж кому как ни АВТФ этим заниматься! В этом направлении мы работаем уже второй год. Это совершенно другой уровень методической работы. Ведь согласитесь - когда есть прямое общение с преподавателем - это одно, или когда студент работает сам, один... По итогам прошлого года мы провели демонстрацию результатов проекта. Что мне очень нравится - это когда при демонстрации присутствует доцент, старший преподаватель, который с ним работает, и так до студента - все участвуют.

- Юрий Семенович, как был принят ваш отчет на ректорате? Были ли какие-то замечания, дополнения?

- Видите ли, на каждом факультете существует совершенно отличная от других практика организации этих работ. Вот передо мной отчитывались три декана - декан ХТФ Лисицын Виктор Иванович, декан ЭФФ Жуков Владимир Константинович и декан АЭМФ Суржиков Анатолий Петрович. И у каждого совершенно свой стиль! Например, на АЭМФ - там все проекты факультетского уровня. А на кафедрах своих проектов нет. У нас наоборот. Мы основное внимание и средства уделяем кафедрам. Я считаю, что таким образом большее количество людей могут участвовать в выполнении проекта, тем самым интереснее и разнообразнее результат. А на старте проверяющие меня упрекнули, сказали: «Многотемье».

- Разве это плохо?

- Я тоже думаю, что это вопрос спорный. Ведь главное то, что проблема одна - выход на дистанционную форму обучения с помощью компьютеров. И если мы решаем ее разными способами - по-моему, это здорово. Еще один вопрос возник на обсуждении - и очень меня удивил, кстати, -многие сотрудники говорили, что они мало информированы о стадии составления проектов, технических задач, а уж тем более о том, как распределяются средства. Все это делается якобы в глубокой тайне, без широкого обсуждения в коллективе. Я-то как раз считал, что мы максимально раскрыты для всех участников, потому что заведующие кафедр приходят ко мне с предложениями от кафедр же. Естественно, все участники прекрасно знают, чем они занимаются. И когда говорят сотрудники, что они что-то не знали, это, скорее, их проблема. Теперь по поводу распределения денег. Тот демократический принцип, которого мы придерживаемся, снимает с меня всякую заботу, что кто-то меня может упрекнуть. Мы распределяем все деньги пропорционально фонду заработной платы, и нет такого, чтобы какая-то кафедра отсиделась за спиной другой. У нас каждая кафедра просто обязана участвовать в проекте. На каждой кафедре разное количество людей, поэтому принцип распределения средств, который мы вместе согласовали, всех всегда устраивал.

- Это был отчет за 1997 год. А что вы хотите предложить в следующем ?

- Планов много.

Я листаю список тем будущих проектов и убеждаюсь - да, действительно много. Это и создание электронного учебного пособия по математической статистике на английском языке, и разработка комплекта индивидуальных контрольных заданий для магистров, и подготовка к изданию учебно-методических материалов для студентов Центра дистанционного образования ТПУ и так далее, и так далее. Всего не перечислить. Все очень солидно и серьезно. Без сомнения, через год Юрий Семенович представит на суд общественности еще более интересные и чудесные проекты. И никто не упрекнет его в многотемье. Наоборот, похвалят за многоплановость и многовариантность. Ведь чем больше - тем лучик.

В.СЛОЖНОЦВЕТНЫХ.