Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Таланты – выявлять и развивать

Научных руководителей – чествовать

Традиционно в конце года Томский политех поздравляет лучших молодых ученых вуза. В этом году конкурс на звание лучшего студента ТПУ прошел в двадцатый раз, лучшего аспиранта выбрали в десятый раз. Шесть студентов и шесть аспирантов вуза получили дипломы I, II, III степеней и хороший стимул двигаться раньше.

«Такой конкурс очень важен, ведь выявление и развитие талантов сейчас – это актуальнейшая проблема, – отмечает Роман Оствальд, зам. проректора по научной работе и инновациям. – Наш конкурс нацелен на поддержку талантливых молодых ученых в занятиях научно-исследовательской деятельностью, развитии их творческой исследовательской активности. И конечно, мы хотим, чтобы лучшие остались в Томском политехе, поступали в аспирантуру, выстраивали карьеру ученого».

Все победители показали наилучшие результаты в учебной и научной деятельности, знание иностранных языков, представили свои научные разработки. Сегодня в газете мы познакомим вас с некоторыми лауреатами конкурса. Ребята рассказали нам, как попали в Томский политех, как начали заниматься наукой, про своих научных руководителей и поделились планами на будущее.

Дмитрий Антонов, лауреат конкурса «Лучший студент» I степени. 4-й курс Инженерной школы энергетики, научный руководитель – профессор Павел Стрижак.

Дмитрий родился и вырос в деревне Кисловка Томской области, выпускные классы учился в Лицее при ТПУ и окончил его с золотой медалью в 2014 году.

«Научной деятельностью я начал заниматься еще в 9 классе, благодаря учительнице истории и обществознания Л.Н. Денисовой, – рассказывает Дмитрий. – Первая моя исследовательская работа была посвящена музе французского художника Анри Матисса – томичке Лидии Делекторской. Кроме этих предметов меня всегда интересовала физика, я участвовал в олимпиадах и часто в них побеждал. Поэтому и пошел в Лицей при ТПУ, чтобы получить более глубокие знания и заняться научной деятельностью в области физики. Скоординировала меня в этом вопросе преподаватель по физике Лицея при ТПУ Л.Х. Казанцева. Два года я занимался исследованиями в области радиоволн и получения химических реагентов. После окончания Лицея решил связать свою жизнь с ТПУ, поступил на специальность «Электроэнергетика и электротехника», параллельно занимался и занимаюсь научной деятельностью в области теплоэнергетики. Такое разделение было осознанным, поскольку мне хотелось иметь обширное представление обо всей энергетике в целом. Сейчас у меня совершенно новая, перспективная и интересная тема в лаборатории моделирования процессов тепломассопереноса под руководством Павла Александровича Стрижака – это экспериментальные и теоретические исследования процессов тепломассопереноса при высоких температурах. Эти процессы интересны в связи с большим числом практического их применения и отсутствием о них информации в современных монографиях по этой тематике.

Со своим научным руководителем П.А. Стрижаком я познакомился перед поступлением в ТПУ, он рассказал об Энергетическом институте (ныне ИШЭ), о различных направлениях и предложил свою тематику. Для меня Павел Александрович является самым настоящим жизненным примером – он имеет точно намеченные цели и всегда их достигает, этому учит и своих учеников.

Я ни на минуту не пожалел о том, что поступил в Томский политех, так как здесь параллельно с учебой могу спокойно заниматься своим любимым делом – научной деятельностью. Студенческие годы запомнились мне прежде всего большим количеством знакомств, я обрел очень много хороших друзей, которые поймут и поддержат в трудную минуту. Свою дальнейшую жизнь я планирую связать с ТПУ, сначала поступить в магистратуру на направление теплоэнергетики, потом в аспирантуру и дальше заниматься научной и преподавательской деятельностью».

Анастасия Шевелева, лауреат конкурса II степени. Магистрант второго года обучения Инженерной школы ядерных технологий, научный руководитель – доцент Борис Степанов.

Школа в Анжеро-Судженске, по словам Анастасии, дала ей прекрасную базу по физике и математике, поэтому свой дальнейший путь она связывала с обучением только по технической специальности.

«Среди всех университетов Томский политехнический выделялся хорошей материальной базой, наличием сотрудничества с ведущими предприятиями России, что и определило мой выбор.

Еще в школе меня заинтересовала атомная отрасль, в ней я увидела перспективное направление развития энергетики. Поэтому я выбрала направление «Ядерные физика и технологии». Оно включает в себя спектр специальностей, начиная с нормативно-правого регулирования атомной отрасли и заканчивая физическими процессами, происходящими в ускорителях, и это дает широкий выбор в проведении научных исследований. Я сразу решила, что попробую себя в науке, и со второго года обучения в бакалавриате стала заниматься вопросами обеспечения безопасности сложных и опасных объектов. Моя работа заключается в разработке способов проведения анализа и оценки систем безопасности, отвечающих за обеспечение защищенности ядерных объектов. Мной разработана методика и программный продукт, позволяющие получать данные об эффективности и уязвимых местах системы безопасности.

Томский политех стал для меня важной ступенью в профессиональном развитии. ТПУ является огромным полем для самореализации студентов и обладает всеми средствами для разработки собственных научных проектов. Университет позволил мне пробовать себя, в том числе и в преподавательской деятельности при работе со студентами младших курсов.

Я очень рада, что когда-то сделала выбор в пользу ТПУ. Отдельно хотелось бы поблагодарить своего научного руководителя – Бориса Павловича Степанова, доцента отделения ядерно-топливного цикла. Он не только дал мне прекрасную подготовку по специальности, но и служил советчиком и поддержкой в научных и профессиональных начинаниях.

В дальнейшем я планирую работать в «Технической академии Росатома», занимаясь организацией системы подготовки кадров в странах, приступающих к реализации ядерных программ», – рассказала Анастасия.

Андрей Звягин, лауреат конкурса II степени. Магистрант первого года обучения Инженерной школы ядерных технологий, научный руководитель – доцент Роман Сурменев.

Андрей сдал вступительные экзамены в Киргизии, и его приняли на направление «Техническая физика», после чего он приехал в Томск учиться. «Я изначально планировал поступать в Томский политех, потому что меня привлекали естественные науки, а ТПУ является достаточно сильным университетом в этом направлении, – рассказывает Андрей. – На первых двух курсах учиться было очень сложно, на третьем стало намного легче. Но несмотря на трудности, учиться мне всегда нравилось, и я никогда не жалел, что поступил именно в ТПУ и именно на эту специальность.

Уже на первых курсах я заинтересовался научной деятельностью, на втором начал поиски научного руководителя и сделал первые попытки работать по научной тематике. В итоге на третьем курсе я пришел к нынешнему руководителю Роману Анатольевичу Сурменеву и начал заниматься работой, связанной с созданием материалов для биомедицины. В настоящее время тема моей научной работы связана с созданием пьезоэлектрического полимерного материала для биомедицинского применения. Электрический заряд на поверхности материала положительно влияет на поведение клеток, что в конечном счете ускоряет время восстановления после различного рода травм. Использование пьезоэлектрического материала позволит генерировать электрический заряд на поверхности во время его эксплуатации и увеличить скорость заживления ран.

Работа с Романом Анатольевичем открывает большие перспективы для международного сотрудничества и проведения научных стажировок в зарубежных университетах – это позволяет расширять свои знания и становиться более высококлассным специалистом. ТПУ за пять лет учебы стал для меня университетом, где я получил качественное образование, познакомился с большим количеством интересных и умных людей и открыл для себя дорогу в будущее. Здесь произошло немало событий, самыми запоминающимися из которых стали непосредственно сам процесс учебы под началом замечательных преподавателей, участие в движении студенческих стройотрядов и поездка в США вместе с другими студентами из ТПУ.

Я еще не совсем определился с дальнейшими действиями после окончания университета. Можно поступить в аспирантуру и продолжить заниматься научной работой, а можно пойти работать на предприятие. И там, и там есть свои преимущества и недостатки, а что будет дальше – время покажет».

Иван Хожаев, лучший аспирант ТПУ. Аспирант второго года обучения Инженерной школы информационных технологий и робототехники, научный руководитель – доцент Сергей Гайворонский.

Иван до поступления в ТПУ жил в Междуреченске, обучаясь в классах социально-экономического и физико-математического профилей.

«Еще в школе я начал интересоваться информационными технологиями, участвовал в научно-практических конференциях школьников, так что поступление на соответствующий факультет было делом времени, – говорит Иван. – Вуз я выбрал, исходя из впечатлений от приезжавших к нам в школу преподавателей. Работа сотрудников ТПУ тогда понравилась мне больше всего.

Поскольку исследовательской деятельностью я заинтересовался еще в школе, то научного руководителя в университете стал искать по собственной инициативе. На третьем курсе бакалавриата научная проблематика одного из спецпредметов показалась мне интересной, я обратился к преподавателю с просьбой взять надо мной руководство. В итоге вот уже шесть лет я работаю под началом Сергея Анатольевича Гайворонского.

На данный момент мы занимаемся разработкой алгоритмов управления движением подвод-ных роботов: пытаемся научить их двигаться по заданной траектории вне зависимости от подводных течений и прочих возмущений. Тема имеет большую социальную и экономическую значимость и активно поддерживается государством.

У своего научного руководителя я почерпнул навыки организации исследовательской работы, способность критически оценивать результаты своей деятельности, понимание основных принципов этики научного сообщества и прочие важные для начинающего ученого свойства. Я с уверенностью могу сказать, что очень многому научился у Сергея Анатольевича, и рад, что могу с ним работать.

К концу аспирантуры я проведу в стенах ТПУ уже десять лет. Естественно, за такой долгий срок ТПУ успел стать для меня чем-то большим, чем учебное заведение: здесь есть люди, с которыми мне приятно общаться на научные и повседневные темы, есть интересное дело, составляющее важную часть моей жизни, даже стены учебных корпусов уже стали родными.

На ближайшие пару лет мои планы крайне ясны – работа по грантам, защита диссертации. В дальнейшем планирую развивать свою исследовательскую деятельность, а также искать возможности для внедрения уже имеющихся наработок».